Разработка рабочей и организационно-технологической документации
Система качества в строительстве
на основе стандарта
ISO-9000

Формирование
систем качества

Окружающая нас Вселенная содержит неживую и живую материю. Особенностью всего живого является стремление к самоорганизации, улучшению условий обитания, качества существования. Человек, выделившись из животного мира уже на заре своего развития, стремился в ходе трудовой деятельности совершенствовать свои орудия труда, методы добычи пищи (охота, рыболовство, земледелие), среды своего обитания. Постепенно приобретенные навыки закреплялись в рамках отдельной семьи, рода, племени. До сих пор во многих семьях бережно передаются из поколения в поколение наиболее эффективные и качественные способы обработки земли, строительства домов и строений, рецептов приготовления и хранения пищи и т.д.

В ходе дальнейшего общественного развития, обобществления производства (развития ремесленничества, мастерских и артелей), формирования торговли между различными народами потребовали выработки и внедрения в разных странах систем измерения, производимой продукции ее стандартизации и формировании способов объективной оценки ее качества. Мощным толчком в этих процессах послужило развитие военного дела. При прочих равных условиях в битвах побеждали войска вооруженные более качественным оружием. Например, на Руси более 600 лет назад еще при Иване Грозном были написаны первые уставы – Уложения, определяющие требования к порядку производства и применения артиллерийских орудий.

Но по настоящему актуальным вопрос качества продукции стал по мере развития капитализма и формирования массового производства в Европейских странах, в России и в Америке в 17-19 веках. Создание транснациональных корпораций в начале двадцатого века и производство одной и той же продукции на предприятиях в странах, расположенных в разных частях Земного шара потребовало срочных мер по обеспечению гарантированного производства качественной продукции и разработка принципов управления этим процессом.

Активизация работы по управлению качеством произошла в годы второй мировой войны и в послевоенные годы. Разработка атомной энергетики и систем ядерного вооружения, развитие авиации и ракетно-космической техники, современное автомобилестроение, электроника и вычислительная техника, другие высокотехнологические отрасли невозможны без принципиального решения всей системы качества производства. Но если на Западе эта работа проводилась преимущественно в рамках отдельных корпораций и фирм, с целью повышения качества товаров, их конкурентоспособности, то в СССР в силу политической специфики общества эта работа проводилась централизованно, в рамках министерств по отраслям административно-командными методами. Во многих областях промышленности в нашей стране удалось достичь успехов, благодаря внедрению всеобъемлющего контроля качества (например, внедрение военной приемки на предприятиях военно-промышленного комплекса). Однако Госстандарт СССР, разрабатывая ГОСТы и ТУ, жестко контролируя качество продукции, исходил не из интересов потребителей, а из требований изготовителя, интересов государства в целом.

Для технологического прорыва, победы в экономическом соперничестве с Западом, в 70-е годы в СССР по инициативе Председателя Совета Министров Алексея Николаевича Косыгина впервые была поставлена задача организации системы качества в рамках целого государства. В то время была проведена мощная подготовительная работа во всем обществе, научными организациями исследовались слабые места производства и организации труда, вырабатывались меры, на основании которых непосредственно на предприятиях разрабатывались системы управления качеством, стандарты предприятия вплоть до каждого отдельного рабочего места. Для повышения активности всех работников в то время на предприятиях создавались кабинеты научной организации труда – НОТ. Проводимая работа позволила в то время (пятилетка качества) достичь высоких результатов в области качества, повышении эффективности производства в целом. Однако после ухода со своего поста А.Н. Косыгина в 80-е годы эта работа в стране постепенно, к сожалению, затихла.

В западных странах сразу оценили все преимущества, которые дает выработанный СССР подход к управлению качеством.

Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимают не только технические аспекты, но и социальные.

Именно то обстоятельство, что современный мировой рынок продукции – это рынок покупателя, и побуждает правительства всех промышленно развитых и многих развивающихся стран всячески способствовать наращиванию национального экспорта качественной продукцией.

Как отмечено ранее, понятие конкурентоспособности – это важнейший критерий, характеризующий возможности предприятия существовать в рыночных условиях.

Над этой проблемой активно работали специалисты ведущих высокотехнологических компаний, экономисты, технологи, ученые. Дополнительным толчком для создания общемирового подхода к проблеме управления качества продукции послужило то, что в процесс мирового производства в 80-е года активно вступают страны третьего мира. В итоге в 1987 году были сформулированы основные принципы ИСО 9000, о которых поговорим в следующей теме.